Дворец же удивительно гармонирует с ландшафтом, поскольку при строительстве учитывались особенности горного рельефа. Архитектурный облик – меланж эпох: градиент берет начало у западных ворот и чем дальше – тем современнее стилистика строения. Характерные черты английского зодчества прекрасно сочетаются с мавританским модерном, представленным дымовыми трубами в виде минаретов, свойственных мечетям. Южный портал – восточная сказка дугообразного арочного проема и ступенчатого свода с нишевой резьбой хитросплетений тюдоровских цветов и лотосов.
Сложенный диабазом, добытым в непосредственной близи, замок окружен Воронцовским парком – 200-летним памятником садового искусства общегосударственного значения, созданным Кебахом. Оазис является частью музейной экспозиции и занимает около 370 квадратных метров, на которой произрастает свыше 2 сотен видов растений со всего света. Включает Верхний и Нижний пейзажные парки, первый из которых также именуют «Алупнинским хаосом» - в этой части земель природный диабаз разбросан глыбами в стихийной манере, здесь немало пещер и гротов, а также находится кратер угасшего вулкана. Примечательным сооружением Верхней парковой зоны является «Хаос» - серо-зеленая каменная громадина высотой с 4-х этажное здание. Вся эта каменная суровость смягчается аллеями Нижнего парка, обрамленными нежными пиниями. В целом, территория являет собой единение Франции и Италии: каскад фонтанов, искрящиеся под солнцем пруды и озера; редкие представители флоры. Здесь можно увидеть Чайный павильон, фонтан Марию, Лебединое озеро, водопад Фрейшютц, чьи струи, рассекаясь в воздухе, образуют силуэт фаты невесты, а также Каштановую, Контрастную и Платановую с Солнечной поляны «Алупнинского хаоса».
Дворец, на строительство которого ушло 20 лет, предназначался для летнего проживания госдеятеля России графа Воронцова. Над возведением замка трудились крепостные, а также потомственные мастера, имевшие дело с резной отделкой белокаменных церквей. Работа осуществлялась вручную, при помощи простейшего инструментария. Львиные изваяния руки итальянца Боннани появились у лестницы центрального портала в 1848 году, явившись завершающим штрихом дворцово-паркового панно. В целом композиция включает главный и шваловский корпуса, библиотеку, западную и часовую башни, зимний сад, дворцовый домик, фонтан, мраморные лестницы и летние террасы, убегающие ступенями к морю; 150 комнат, парадные, антиквариат и антик деталей интерьеров. Все это великолепие окружено прекрасными магнолиями и кипарисами на фоне Крымских гор.
Вплоть до Октябрьской революции дворец находился в распоряжении семьи Воронцовых и служил домом трем поколениям семьи. Советское время ознаменовало национализацию резиденции, в середине 1921 года здание использовалось в качестве музея. С началом Великой Отечественной войны хранилище предметов искусства лишилось множества ценностей, вывезенных оккупантами. Лишь толику удалось вернуть по окончании военных действий. В феврале 1945 в стенах дворца принимали и размещали делегацию из Англии, возглавляемую Черчиллем. До 1955 года замок служил госдачей, а уже 1956-ом вновь открылся как музей. С 1990-ого наделен статусом Алупнинского дворцово-паркового заповедника.
Априорная отделка парадных в прекрасном состоянии. Комнаты дворца обладают уникальным колоритом и не похожи друг на друга, особенности отражены в названиях помещений: Ситцевая комната, Голубая гостиная, Китайский кабинет, Зимний сад и т.д. Столовая для приемов оформлена в стиле рыцарского средневековья и декорирована замысловатой резьбой, а также масштабным панно, автором которого был Робер.
Памятник архитектуры овеян мистическим флером, поскольку Михаил Воронцов по слухам принадлежал к масонской ложе. Бывшая графская резиденция содержит секретную символику тайного братства. Для туристов разработан тематический экскурсионный маршрут, связанный с масонами и Воронцовым.
В наши дни экспозиция Алупнинского музея представлена девятью парадными залами, повествующими о быте первых хозяев дворца и его интерьерах времен 30-40-х годов 19 века. В бывшем гостевом домике размещаются стационарные выставки, отдельные помещения замка и парковый павильон «Чайный домик» демонстрируют работы живописи русских и советских авангардистов, а также иные художественные картины 18-19 веков. С 2007 года в Шуваловском корпусе открылась еще одна музейная экспозиция «Дом графа Шувалова», основанная на ранее не выставлявшихся предметах и личных вещах непосредственно Шуваловых, а также Воронцовых и Воронцовых-Дашковых. Полное собрание заповедной территории Алупкинского дворцово-паркового комплекса включает около 27 тысяч экспонатов, библиотека – до 10 тысяч экземпляров книг.
Как добраться: из города Ялты следуют маршрутные такси, остановка «Воронцовский (Алупнинский) Дворец».