Вряд ли разветвленные, уходящие на многие километры во все стороны каналы будут первым, что придет в голову туристу, даже если он уже был в Банкгоке. Это и неудивительно — значительная часть туристических достопримечательностей здесь достижима по суше, в крайнем случае вам придется пересечь главную столичную реку Чао Прайя. Экскурсии по этой реке (которые сами по себе довольно увлекательны) обычно заходят ненадолго в клонги (как называют эти каналы-дороги сами тайцы), но так можно увидеть только очень небольшую часть этого огромного, совершенно своеобразного мира.


Клонги существовали еще в исторической столице Таиланда Аюттайе. Причина их появления, в общем, совершенно банальна — для того чтобы ее понять, достаточно просто хоть немного поездить по Таиланду. Даже там, где, казалось бы, нет поблизости никаких рек, домá часто строят на сваях высотой несколько метров. Тропические ливни приводят к регулярным наводнениям, которые все равно превращают в канал любую дорогу. Так почему бы не сделать это загодя, прорыв где нужно неглубокие канавы и запустив туда воду. Пусть канал у тебя за воротами будет всегда. Аюттайю называли даже городом-островом, так много там было прорыто этих самых каналов, которые были фактически основными транспортными артериями древней столицы Таиланда.


Этот водный мир — вообще особенность стран Юго-Восточной Азии. На ее бесчисленных реках живут, перевозят грузы, торгуют, едят. Лодки с товаром и магазины на сваях стали настолько прочным клише, что плавучие рынки в этих странах создают теперь специально, даже там, где в них нет никакой надобности, — просто как развлечение для туристов. Такой вот местный специфический формат торгового комплекса. Один из образчиков такого рода работает, например, в окрестностях Паттайи. А самый большой тайский плавучий рынок Damnoen Saduak расположен примерно в 100 км от Бангкока.


Мокрое дело


Однако то, что в Паттайе работает как аттракцион, в Бангкоке является для местных жителей частью их повседневной жизни. Мостов через широкую, полноводную Чао Прайю построено не так много, и до сих пор именно лодка бывает самым быстрым способом попасть из одной точки города в другую. К тому же на реке не бывает пробок (которые на улицах не редкость), так что длинными быстрыми лодками или вместительными пассажирскими катерами и сегодня пользуются многие городские жители. Еще 100 лет назад каналами был изрезан практически весь Бангкок и только с началом активного строительства в 1950-х годах часть клонгов засыпали. Но часть этих водных кварталов существует и поныне.


С непривычки весь этот водный мир кажется какой-то зоной стихийного бедствия. Именно так показывают в новостях затопленные наводнениями города, откуда спешно эвакуируют местное население. Однако здесь потоки мутной речной воды никого не смущают — она течет здесь всегда. Только уровень ее временами поднимается или опускается, обнажая разнобой столбов и подпорок, на которых стоят дома. Это одно из проявлений тайского принципа «май пен рай» (не бери в голову). Если какая-то колонна сгнила, то никто не станет затевать капитальный ремонт. Подопрут чем бог послал и будут жить дальше.


При этом клонги — это вовсе не какие-то трущобы. Здесь встречаются и солидные, красиво украшенные дома с выходящими на «улицу» террасами и балконами, жилые комплексы из железобетона, лавки, склады. В общем все как в обычном городе, за исключением того, что все стоит на воде, а вездесущие мальчишки по улицам не бегают, а плавают. Чем, кстати, неизменно шокируют привыкших к чистоте европейцев, потому как вода в клонгах, мягко говоря, чистотой не отличается. Тут же, по каналам, снуют лодки торговцев, предлагающие от сувениров и фруктов, до свежеприготовленной еды. А в воде то и дело мелькнет плавник крупной рыбы.


Мокрое дело


Основным средством передвижения по каналам и реке здесь служат длинные плоскодонные лодки с раскрашенной в яркие цвета брезентовой крышей. Сами лодки тоже часто бывают весьма живописны — тайцы любят все яркое и чтобы вокруг было много цветов. Нанять такую лодку можно практически на любом пирсе — часовая аренда обойдется примерно в 1 тыс. батов (около 1900 руб.), а за 2 тыс. можно сторговаться на все три часа. В лодке комфортно могут разместиться человек 10–15 (а если потесниться, то и все 30).


Кроме этого речного такси по реке (и крупным каналам) ходят более вместительные рейсовые катера, которые движутся по фиксированным маршрутам. Проезд здесь (в зависимости от типа катера и маршрута) стоит от 10 до 25 батов, правда, здесь самостоятельному туристу придется быть готовым к быстрым посадке и высадке с качающегося на волне суденышка. Сухопутному человеку без привычки это бывает непросто. Сами катера представляют собой впечатляющие примеры практичности. На многих из них, например, пневматикой можно опустить крышу, чтобы пройти под низким мостом, а по сторонам натянуты «щиты» от брызг из полиэтилена, которые поднимаются при приближении лодки, идущей встречным курсом в узких местах.


Прогуляться по воде в Бангкоке можно и в куда более комфортабельных условиях. Идеальный вариант для романтического вечера — это гастротур по Чао Прайе, их устраивают, как правило, стоящие на берегу реки высококлассные отели. Быть постояльцем для этого не обязательно — тур можно купить отдельно. Удовольствие, правда, не из дешевых (1,5–2 тыс. батов на человека). Для подобных прогулок используются или современные катера, или, наоборот, восстановленные (либо просто стилизованные под старину) живописные баржи. Накрытый стол, 5-6 перемен блюд и вечерний город, отражающийся в воде, которая в темноте уже не кажется мутной…



Стас Соколов
Фото автора