• Алексеевская грязелечебница (1912-1915 годы) - детище архитектора Е. Шретера и архитектурный памятник Ессентуков. Портал оформлен колоннами и скульптурами, олицетворяющими античные божества здоровья и врачевания. К зданию ведет полукруг подъездной дороги, а двор несколько углублен. Асфальтированный путь охраняют монументальные львиные фигуры. Фасад изрезан тематическими барельефами, а внутреннее убранство отличает обилие скульптур, внушительные колонны и высокие потолки, пространство преисполнено света и насыщено кислородом. Главный зал подсвечен фонарем и напоминает древний атрий. Открытие построенной из материала Аликоновского ущелья лечебницы состоялось в военное время и первыми пациентами были раненые, которых привозили в Ессентуки и размещали в лазаретах, пансионатах и санаториях. Деникинская оккупация обернулась для здания плачевными последствиями, восстановленная позже, она вновь стала действующей в 1923 году. Если ранее лечебница была Алексеевской (в честь сын императора, страдавшего гемофилией, чьим здоровьем и планировалось заниматься в стенах больницы), то отныне ей было присвоено имя Н.А. Семашко – наркома здравоохранения, который участвовал в восстановлении оздоровительного цеха. Здание, пережившее даже период фашистской оккупации, охраняется государством и как прежде помогает нуждающимся в лечении.
• Механотерапия и Николаевские ванны.
Верхние минеральные ванны находятся на территории Лечебного паркаи когда-то носили имя Николая Второго. Архитектором выступил Н.В. Дмитриев, а инженером Б.К. Правздик, здание возводилось с 1895 года по 1899 год. Это квадратное сооружение, в которое вписана окружность внутреннего павильона, с основным зданием его связывает коридорное сообщение, а пространство между частями здания отведено под внутренние дворики с клумбами и мифологическими изваяниями. Квадратный отсек был предназначен для приема минеральных ванн, а кольцевой –грязевых. Архитектор наградил фасад Николаевских ванн элементами классицизма в духе России и причудливостью барокко, интерьер и внутренняя планировка были адекватны предназначению здания – современны и технологичны. Экстерьер представлен союзом охристого кирпича и бугунтинского камня, выгодно оттеняя белоснежную лепнину карнизов, наличников, полуколонн, фронтонов и других элементов. Цветник у северной стороны фасада дополнен фонтаном и копиями изваяний копьеносца и Геракла руки Досифора, являющих юность, красоту и здоровье. Южный фасад соединен с Нижним парком лестничной тропой с оборудованными площадками для отдыха.
Нижняя парковая аллея отдана непосредственно под «Механотерапию» или Цандеровский институт врачебной гимнастики, чье рождение состоялось 5 июля 1902 года, с тех пор минуло более 100 лет, но он функционирует как прежде. Здание было построено в рекордные 4 месяца и являет собой гармонию коричневого дерева и розового кирпича, дополненных замысловатыми башенками и куполами, резьбой, а также внушительных размеров вазой, установленной в нише над порталом. Институт в свое время посещали и Станивславский, и Шаляпин, и многие другие известные личности. В связи с военными перипетиями Первой Мировой деятельность института прерывалась. Но вновь была восстановлена в 1920 году. Отечественная Война принесла новые испытания. 11 января 1943 года Ессентуки были, наконец, свободны, техника возвращена на место, сегодня исправны 56 аппаратов, сконструированных более века назад.
• Краеведческий музей имени В.П. Шпаковского (1963 год) обладает выдающейся коллекцией предметов (свыше 30 тысяч) дореволюционного быта, а также иных, в той или иной мере отражающих историю Ессентуков. Здесь можно увидеть мебель Елизаветы Петровны, арифмометр с первой российской ГЭС, первый печатный лист на КМВ, юбилейные книги и открытки, а также многое другое. В шести залах представлены экспозиции палеонтологического и археологического характера, посвященные далекому прошлому Пятигорья; предметы обихода терских казаков; выставка, рассказывающая о курорте с момента его открытия посредством сувениров, мебели и повествовании о людях, приложивших свои руки к развитию Ессентуков; антиквариат царских времен; мемориал В.И. Разумовского, выдающегося профессора; еще один зал отдан экспозиции, посвященной годам войны: героизму и подвигам местных жителей, служителей медицины и работников госпиталя.
• «Орлиное гнездо» - некогда являлось дачей Зимина. Сравнительно новая достопримечательность, возникшая в эпоху строительного бума в Ессентуках, случившегося не так давно. Названо «Орлиным» из-за скульптурного фасадного ансамбля гордых птиц. Трехэтажное здание современно, южный фасад дополнен двумя башнями, привлекает взоры обилие деталей, нестройность и разноформатность оконных проемов, причудливые фигурки, кирпичная облицовка в светлых тонах. Третий этаж оборудован лоджией со стороны западного фасада, а также трехоконным мезонином. Революция привела к смене назначения строения, и внутри расположился санаторий имени академика Павлова, сегодня здесь базируется библиотека.
• Плачущие гроты «роняют слезы» питьевой воды, которые, накапливаясь на стенах, проникают сквозь грунт, образуя подземные источники. Явление уникальное и увидеть его можно только в Ессентуках. Первый из Гротов находится в шаговой доступности от аллеи Нижнего парка, прямо за Ореандой. Узнать его можно по решетчатой ограде с капельной символикой. Второй расположен рядом с аллеей источников, в теплое время года стекающему ручью аккомпанирует живой оркестр.