Целью строительства укрепления являлась защита южных границ Российской империи по окончании Крымской войны. Подписание Парижского договора запрещало претендовать на воды Черного моря, размещать в них флот, арсеналы и иже с ними, но лазейка в виде береговых укреплений предусмотрена не была.
Планировка, к проекту которой приложил руку Тотлебен, позволяла охватить огнем береговых батарей любое судно, вторгающееся в воды Азовского моря. Центральный форт сопровождали Минский и Виленский люнеты, пристроенные по бокам; бастионно-капонирную крепость защищали рвы, высеченные даже в скале. Внутри размещались казематы, пыточные камеры и дисциплинарный батальон, годами здесь хранились стратегические запасы оружия флота Черного моря.
В военное время крепость подрывали, бомбили, но чудо фортификации дошло до наших дней практически в априорном состоянии. Сооружение представляет значительную историко-архитектурную ценность, на его территории можно увидеть 3-х километровый ров, чья глубина достигает 5 метров, а ширина в 3 раза превосходит глубину. Саму крепость, капониры, погреба, подземные переходы и тайные лазы, протяженность самого длинного составляет 6 сотен метров, он связывает форт Тотлебен и береговые батареи. Контрминные галереи и интересную систему водоснабжения из колодцев, водоводов и подъемных механизмов.
Крепость непрерывно росла и укреплялась 2 века подряд. Миниатюрное Павловское укрепление превратилось в целый защитный комплекс. Внешний облик «Керчи» может ввести в заблуждение относительно своих размеров, ведь основная часть масштабного сооружения – под землей.
Как добраться: до города Керчь из Симферополя следуют рейсовые автобусы, от автовокзала Керчи можно доехать на маршрутке или частном такси, а также пешком – дорога займет около получаса.