Смотреть на мир через витражное окно одно удовольствие, мир вокруг как будто наполняется яркими красками и принимает чудные формы. Особую красочность приобретает и само помещение, когда сквозь стекло проходят лучи.
Эталоном витражного искусства XIII века можно считать небольшую церковь во Франции. Располагается Сент-Шапель или Святая капелла на острове Сите в Париже. Внутреннее убранство здания настолько восхищает, что ничего не остается делать, как только неподвижно стоять и лицезреть «игру» света и цвета.
Идея строительства капеллы пришла в голову Людовика Святого. Основной ее целью стало хранение священных реликвий, которые были получены во время крестового похода Константинополя. Главным предметом коллекции стал Терновый венец с головы Христа. Известно, что Людовик купил его за большие деньги в 1239 году.
Среди святынь также имелись частицы Креста Господня, Копье Лонгина, вонзившееся некогда под ребро Иисусу. Для предметов, которые были «свидетелями» времен Ветхого и Нового Заветов требовалось соответствующее здание.
Сент-Шапель была построена в период с 1242 по 1248 года под руководством потомственного архитектора Пьера де Монтрёй. Капелла по задумке архитектора была поделена на две части:
• Нижняя капелла была освящена в честь Девы Марии. Сюда был открыт вход для всех, будь то придворные, слуги или члены дворцовой гвардии. Помещение украшено витражами, несколькими арками и сводчатым потолком, на котором изображено звездное небо.
• Верхняя капелла была предназначена для членов королевской семьи. Здесь украшением служат колонны со статуями апостолов. Общая площадь витражей составляет примерно 600 кв. метров. На них изображены сюжеты из Библии.
Сооружение пострадало во время французской революции. После этого случая часть священных реликвий была утеряна, а то, что смогли отыскать разместили в Парижской Национальной библиотеке. Терновый венец перенесли в Собор Парижской Богоматери.
В 1803 году из капеллы был сделан архивный склад, часть витражей уничтожили, а другую продали. В наше время эти витражи разместили для хранения в различные музеи мира: Филадельфийский музей искусств, Парижский музей Клюни, Музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Крупные реставрационные работы провели в 1837 году. За несколько лет были полностью восстановлены витражи, деревянный шпиль и все внутреннее убранство капеллы.